Оценка эффективности системы наставничества по модели Киркпатрика
Наверное, каждый из нас может вспомнить наставника или учителя, который произвел неизгладимое впечатление и оказал положительное влияние на становление нашей личности. Наставник, как искусный садовник делает из обычного куста произведение искусство. Каким должен быть наставник? Не просто хорошим преподавателем или мастером, но психологом, педагогом и просто другом. Цель наставничества не просто в воспитании хорошего специалиста, акценты смещаются в сторону личностных качеств, умения работать в команде, ставить цели, планировать деятельность, креативно подходить к новым задачам. Наставник может помощь в профессиональной адаптации, установке коммуникативных контактов в коллективе и с руководством.
Оценка эффективности системы наставничества не простой процесс. Но производить замеры эффективности системы наставничества необходимо для формирования дальнейших изменений и преобразований. Аккумулируя полученные в ходе теоретического анализа знания, формирование у молодого подопечного навыков, знаний, ценностей и норм поведения являются одним из ключевых показателей эффективности системы наставничества. Как проводить оценку по модели Д.Киркпатрика, признанной во всем мире эффективным средством оценки качества обучения. Модель состоит из 4 ступеней оценки: Реакция, Научение, Поведение, Результат. С помощью данной модели можно оценить систему наставничества.
Рис. 1. Модель Оценки эффективности процесса обучения
Реакция
На первоначальном этапе важно выяснить, как подопечные реагируют непосредственно на само обучение — нравится ли оно, понимают ли они цель сотрудничества. Наставник должен обладать определенными знаниями для эффективной коммуникации. Необходимо хорошо познакомиться с учеником. Увидеть положительные качества и склонности, которые могут помешать в профессиональной деятельности. Такой анализ возможен только в условиях доверительного неформального общения. Например, студент имеет хорошие профессиональные компетенции, но вспыльчив и не умеет правильно реагировать на критику. Необходимо проанализировать причинно-следственные связи для определения возможных причин нежелательного поведения. Больше узнать о его семье, круге общения и увлечениях. Наставничество невозможно без обратной связи. Преподавателю необходимо сойти с пьедестала, а ученику быть готовым учиться. Стоит проанализировать деятельность наставника. Нравится ли студенту процесс взаимодействия? Находит ли он полученную информацию полезной? Вдохновляете ли вы наставляемого? Из-за нехватки времени, постоянного дедлайна и неимоверного количества отчетов наша работа может превратится в рутину, следствием чего является профессиональное выгорание. Такой наставник не способен воодушевить, более того, он очень быстро может погасить огонек энтузиазма в ученике.
Научение
Наставник обязан быть образцом для подражания и в плане межличностных отношений, и в плане личной самоорганизации и профессиональной компетентности. Совершенно очевидно, что наставник не может дать своему ученику того, чего нет у него самого. Наставник должен сам профессионально расти, повышать свой творческий потенциал, быть в постоянном поиске новых решений, хорошо владеть технологиями в своей сфере, осуществлять межличностное общение с коллегами. Обучение в данном формате должно быть максимально персонализированным. Умелый наставник должен увидеть в чем нуждается ученик. Необходимо избегать высокомерного и повелительного тона, подчеркивать положительные моменты. Помнить, что похвала намного действеннее критики! Объяснять, что можно сделать, чтобы помочь улучшиться будущему специалисту. Давать возможность высказывать свое мнение и внимательно выслушивайте его. Какие навыки, знания и умения необходимо изменить в процессе обучения? На сколько значительными будут эти изменения?
Необходимо научить студентов анализировать. В этом поможет составление плана действий.
- Чему я хочу научиться у наставника?
- Как я буду этому учиться?
- Что может помешать вам в достижении успеха?
- Каким образом будете преодолевать возникшие сложности?
- Какую поддержку вы ожидаете от наставника?
- Каких ожидаете результатов?
Поведение
Необходимо определить, изменяется ли в результате обучения поведение ученика, применяет ли он полученные знания. Если изменения в поведении в процессе взаимодействия не происходит, это не обязательно означает, что наставник не эффективен. Бывают такие случаи, когда не были созданы необходимые условия. Поэтому при оценивании очень важно проверять наличие следующих условий:
- Есть ли желание у наставляемого совершенствовать навыки?
- Понимает ли он, что и как нужно делать?
- Создан ли соответствующий социально-психологический климат?
Результаты
Довольно сложно оценивать эффективность работы наставника. Вряд ли по письменным отчетам и формальным показателям можно судить о качестве обучения. Результаты напрямую зависят от целей и задач, которые были сформулированы в начале сотрудничества. Лично я считаю программу наставничества эффективной, когда мой студент становится целостной личностью. У него здоровое самоуважение, он способен признавать ошибки и идти к намеченным целям. Умеет планировать свое время и расставлять приоритеты. В профессиональном плане мои студенты находятся на конкурентном уровне!