Клиповое мышление. Как приручить дракона?
Вы замечали, что нам – современным людям, сложно долго концентрироваться на чем-то одном. Длинные тексты пугают нас. Старые фильмы кажутся нудными и неинтересными? Почему так происходит, и кто сделал нас такими нетерпеливыми?
Ежедневно на нас обрушиваются колоссальные потоки информации. В мире существует более 37 тысяч телеканалов, – это 250 миллионов часов вещания каждый год! Например, количество часов просмотра видео на YouTube каждый месяц составляет – 15 миллиардов часов или 45 миллионов лет видео.
Телевизор, Instagram, реклама, музыкальные клипы. Мозг человека не успевает обрабатывать всю поступающую информацию. Он начинает защищаться от перегрузки и снижает глубину анализа, переходя на обработку всё более коротких фрагментов. Такие порции информации учёные назвали «клипом». Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и характеризует образ мышления современного человека. Но так ли опасно иметь такое мышление? Можно ли вообще в нашем мире думать по-другому? Есть ли положительные стороны?
И так клиповое мышление. Это что-то новое? На первый взгляд – да! Но более глубокое изучение данного вопроса, показало, что нет. Наши далекие предки, жили в опасном диком мире жизненная цель которых просто выжить, были вынуждены принимать быстрые решения и молниеносно реагировать на опасность. Иначе либо ты съел, либо тебя съели. Со временем, когда жизнь в городах стала безопасней человек раздвинул горизонты мышления. Люди стали читать большие книги, решать сложные математические задачи, их ни кто не торопил в принципе. На смену пришло «понятийное мышление».
Сегодня на нас обрушиваются колоссальные потоки информации. За 5 предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю, объём информации в мире вырастает на 30 % ежегодно. Наш мудро устроенный мозг защищает себя от перегрузок. Обороняясь от большого количества информации, он начинает действовать по короткому пути, больше работая с кратковременной памятью, анализируя все меньше по объему информации, снижая глубину мышления и способность к анализу. В мозге формируются соответствующие связи, а синапсы глубокого анализа ослабляются, и в итоге могут быть разрушены.
Специалисты из университета Умео (Швеция), Университета Амстердама и Университетского колледжа в Корке (Ирландия) сравнили уровень интеллекта современников с уровнем интеллекта людей, живших в викторианскую эпоху – период царствования королевы Великобритании и Ирландии Виктории, длящийся с 1837 по 1901 годы. И ужаснулись. Оказалось, что наши предки были гораздо умнее нас, сообразительней и изобретательней. И хотя оценка субъективная, все же этот факт говорит об общем снижении уровня интеллекта. Одна из причин связана с клиповым мышлением.
Человек с невысоким уровнем знаний и анализа легко поддается манипуляциям и болезненно зависит от чужого мнения. Исследователи отмечают, что самооценка современного человека во многом зависит от того, как его оценивают пользователи в социальных сетях. В интернете люди часто видят людей с идеальной внешностью, в красивом окружении с деньгами и без проблем, что порождает чувство зависти, собственной неполноценности и даже депрессии.
Быстрая смена объектов внимания заставляет нас делать несколько дел одновременно. Многозадачность многие считают плюсом клипового мышления. Слушать музыку и убирать квартиру вполне совместимые задания, но мозг будет сконцентрирован за чем-то одном. На самом деле делать несколько дел одновременно не возможно без потери времени и качества.
Что происходит в мозге при многозадачности? Когда человек находится на природе, общается с друзьями, занимается каким-то одним делом, то выделяется вещество серотонин, отвечающее за чувство удовлетворения. Еще серотонин подавляет адреналин, который приводит нашу нервную систему в состояние возбуждения. Чем ниже возбуждение, тем легче сосредоточить внимание на задаче и правильно ее решить. Чем выше возбуждение, тем сложнее сосредоточиться и решить задачу без ошибок. Причина в дофамине, гормоне из семьи адреналина. Скоростное переключение с домашнего задания на компьютер, на музыку, а потом обратно на тетрадку, стимулирует мозг выделять больше этого гормона. Этот дофамин и мешает человеку сконцентрировать внимание. В итоге мы просто не способны думать! И это пугает больше всего.
Согласно исследованию, проведенному в университете Лидса, чем больше времени человек проводит в интернете, тем больше вероятность того, что он чувствует себя несчастным. По словам руководителя этого проекта Катрионы Моррисон, “интернет теперь играет огромную роль в нашей повседневной жизни, но его преимущества сопровождаются и темной стороной. Есть люди, которые практически не могут контролировать, сколько времени они проводят в интернете – до такой степени, что это мешает им поддерживать нормальную жизнь”, – предупреждает Моррисон. Страдающие интернет-зависимостью люди страдают и депрессией средней либо сильной степени. Есть страдающие депрессией или беспокойством люди, для которых использование интернета становится основным содержанием жизни.
Исследования показывают, что чрезмерное использование интернета связано с депрессией. Но мы пока не можем сказать, что в этой цепочке первично: страдающих депрессией тянет к интернету, или интернет вызывает у них депрессию.
Постоянное возбуждение заканчивается спадом, информация продолжает поступать, требуют внимания учителя, родители, друзья, надо что-то думать и делать. Появляется страх перед неудачей, страх стать зависимым, страх успеха (придётся и дальше прилагать усилия). В итоге мы откладываешь дела на потом. ком проблем нарастает, психика расшатывается, стрессы и депрессии становятся все чаще.
Социальные сети несут негативное воздействие на человека, снижая его способность сопереживать другим и осознавать последствия своих действий в реальном мире. Практически каждое действие в социальных сетях может быть скорректировано, поэтому человек перестает осознавать последствия своих поступков в реальном мире. В результате человек не в состоянии правильно интерпретировать окружающий мир.
В последние 30 лет ученые наблюдают спад эмпатии у людей – умения сопереживать, поставить себя на место другого. При этом за последние десять лет темпы спада эмпатии заметно ускорились. При этом люди стремятся привлечь к себе как можно больше внимания в соцсетях, что заставляет их совершать все более рискованные и безумные вещи. Виртуальный мир дает высокий уровень возбуждения и радости, но люди не учатся завязывать отношения в реальном мире и теряют социальные навыки.
Список негативного влияния клипового мышления можно продолжать, но хочу предложить способы борьбы и использования этого явления. Во-первых, возьмите в руки книгу, интересную книгу и просто заставьте себя читать, потом принуждение перерастет в увлечение. Назначьте для себя «час тишины» – это может быть прогулка, занятие спортом, дела по дому без гаджетов и телевизора. Начните интересоваться людьми, живыми, реальными людьми! Благодари не лайками, а реальными делами. Ходите в гости! Придумай себе хобби рисуйте, мастерите, творите! Заведите дневник, анализируй, куда уходит время. Ставьте жизненные цели: выучить что-то новое, бегать по утрам, прочитать книгу…
К каким выводам и заключениям я пришла? Клиповое мышление – это неизбежный побочный продукт современного информационного общества. Я бы не сказала, что это однозначно плохо. Когда появилось телевидение, то радио пророчили скорую гибель и книгам тоже. Но мы по прежнему слушаем радио и читаем книги.
Клиповое мышление заставляет нас думать по другому, и если этого не избежать, то нужно приспособится к нему. Перестроить современные подходы к обучению и подачи информации.
Наш мозг, прежде всего, защищает нас от перегрузок и это хорошо! Новое мышление помогает нам комфортно себя чувствовать в новой среде. Минусы клипового мышления можно превратить в плюсы, если воспользоваться этим открывшимся доступом к колоссальным объемам информации. Нужна просто самодисциплина. Итак, вы готовы приручить дракона?